Краткая история создания штрих-кода. Часть первая
Прародители
По мере того, как ассортимент товаров в крупных розничных и оптовых магазинах стал расти, предприниматели стали задумываться о некой системе, еще тогда неизвестной, которая позволила бы полностью автоматизировать процесс товародвижения.
Первые шаги в сторону автоматизации были сделаны в Соединенных Штатах Америки в 1890 году, когда в процессе переписи населения были использованы специальные перфокарты для автоматизации подсчета результатов. Эти перфокарты можно считать прародителями современных систем автоматизации складов и учета товаров.
Ещё один след в истории создания штрих-кода стала дипломная работа на тему автоматизации торговли в американских супермаркетах, защищенная в 1932 году. Работа, написанная студентом Уоллесом Флинтом, предлагала покупателям будущего использовать те же перфокарты для осуществления покупок в крупных магазинах розничной торговли, которые испытывали все большие объемы поставок товаров. ?дея заключалась в том, что покупатель просто выбирает нужный товар, вносит его наименование в специальную перфокарту и отдает ее кассиру. Кассир считывает перфокарту с помощью автоматической системы, которая, в свою очередь, посылает запрос на компьютер склада. Таким образом, пока покупатель оплачивает покупку, система подаст на ленту транспортера нужные товары, автоматически учитывая факт продажи данных товаров.
Не смотря на то, что эта идея была изложена в далеком прошлом, видимо нашим гипермаркетам еще далеко до избавления от необходимости складывать нужные товары в тележку, которую нужно прокатить еще по огромному помещению гипермаркета. Но с другой стороны, покупатель всегда отдает предпочтение товарам, которые он уже видел и трогал, особенно если речь идет о продовольственных продуктах.
С чего все начиналось
А длинный путь к созданию самого распространенного элемента маркировки товаров начался с одного разговора, состоявшегося в 1948 году между деканом Дрекселевского Технологического института (Филадельфия, США) и одного владельца сети супермаркетов. Предприниматель просил профессора организовать в рамках института работы по разработке системы автоматического учета товаров на кассах в торговом зале.
Если бы разговор бизнесмена и ученого состоялся с глазу на глаз, то вероятно супермаркеты никогда и не узнали о штрих-коде, а использовали какую-нибудь иную систему маркировки, более продвинутую или не столь эффективную, как штрих-код. Но так случилось, что разговор был подслушан аспирантом по имени Боб Сильвер. С этого все и началось! Сильвер тут же рассказал об этом разговоре своему другу, тоже аспиранту института, Норману Вудленду, который в свою очередь загорелся идеей создания такой системы и облегчить жизнь предпринимателей.
Первые наброски
Первое что пришло в голову изобретателям - это маркировка товаров с помощью специальных чернил, которые светились в ультрафиолетовом свете, но после создания считывающего устройства для этой системы маркировки, партнеры убедились, что процесс слишком дорогостоящий и отказались от этой идеи.
После небольшого провала с ультрафиолетовыми чернилами, Вудленд озадачился изучением азбуки Морзе. Причиной этому стало то, что Вудленда заинтересовала возможность азбуки Морзе передавать информацию любой сложности и объема с помощью всего двух символов: точки и тире. Взяв за основу азбуку Морзе, Вудленд стал разрабатывать похожую систему, которую можно было бы применить к маркировке товаров.
По одной из версий, Вудленд, сидя на берегу океана, Вудленд стал вырисовывать на песке точки и тире, постепенно точки и тире переросли в двухмерные изображения: точки стали длинными полосками, тире стали полосками пошире. Тут Вудленд остановился и решил, что именно так она и должна выглядеть, маркировка товаров.